Твёрдая печенюшка
Банн`а пряталась за большой маской Воина, объявляющего начало охоты. Маска была ужасающих размеров, вытесана из мякоти дерева бур-к-ку и покрашена охрой - цветом племени таал. Не каждый мог поднять эту маску, не то что носить её, только отец Банн`а отличался такой силой. Но сейчас рядом с маленькой девочкой не было отца, не было матери, только плясал огонь в глазницах маски Воина, объявляющего начало охоты.
Прошлый урожай ознаменовался для деревни таал тревожным известием. Шаман видел черного гепарда, выходящего из тростника. Издревле считалось, что бог ночи Пухша выходит в бой, ведя за собой детей-демонов, в облике черного гепарда.
- Дурной знак, - только и шептались в деревне, - Очень дурной знак. И ведь никто его не заметил, только тень и осталась...
Банн`а не понимала, что плохого в том, что из тростника вышел хищник, ведь он никого не съел, не унес жертвенного козла, убитого перед вечерней зарей, не потоптал зерна, вынесенные в дар ветрам - аассам, только появился и оставил лишь тень. Где же она, эта тень, спрашивала у каждого Банн`а, но все отмахивались от назойливой девочки, дочери Воина, объявляющего начало охоты, ведь появление черного гепарда - это очень плохой знак. Банн`а спрашивала у отца, у матери, у бабушки Н-хету, но никто не ответил ей. Девочка поспрашивала еще несколько лун, а потом почти забыла об этом...
Близился день антилопы для Банн`а, уже восемь урожаев она жила под звездами. Девочек племени таал в день антилопы отпускали далеко от деревни, им ни в чем не препятствовали, лишь вечером молодые мужчины объявляли Охоту - догнавший "антилопу" получал её в жены. Пришел такой день и для Банн`а. Поутру она натерла кожу оранжевым песком, надела браслеты из рыбьих костей на щиколотки и пустилась бежать.
Банн`а бежала долго. Тарелка бога Ихмал уже зависла прямо над стариком Туу, и Банн`а решила переждать полдень в тени его ветвей. Дерево было раскидистым и высоким. Несколько толстых стволов уходили в небо. В племени говорили о том, что бог дождя Гмал всегда торопится пройти мимо их долины, но старик Туу ловит его своими ветвями и выжимает необходимую влагу. Старика Туу уважали, и Банн`а почтительно поклонилась, входя под его сень.
- Неси нам дождь, дедушка Туу, и осеняй им ветви свои.
Туу не ответил, Банн`а опустилась на корточки, прислоняясь худенькой спинкой к могучему стволу, и прикрыла глаза. Ей показалось, что она уснула лишь на одно мгновение, но когда открыла глаза, прямо перед ней стоял черный гепард и рассматривал её очень внимательно, так, как если бы уже давно делал это. Банн`а не испугалась, а протянула ладошку, положив её на широкий лоб ночного зверя. Тот закрыл глаза, а в следующую секунду Банн`а проснулась. За кромкой тени старика Туу лежала тень черного гепарда. Банн`а встала и подошла к ней. Тень казалось невесомой, и Банн`а осторожно подняла её, бережно сложила, уложив на дно кошеля рядом с костяным ножом и фляжкой, - и побежала дальше, потому что тарелка Ихмала уже спала с кроны Туу.
Тростник надежно скрывал Банн`а от вечерних зарниц, горячий воздух лизал плечики цвета кофейных зерен, ссыпал с них подсушенный охряной песок. Банн`а прислушалась. Криков охотников не было слышно. Неужели она ушла так далеко от деревни? Банн`а еще немного посидела в зарослях, а потом вышла к ветрам. Ей вовсе не хотелось становится женой, но быстрые демоны Пухши уже волокли за собой ночную мглу - становилось страшно.
И тут Банн`а увидела красные сполохи на горизонте, услышала, скорее даже почувствовала боль полыхающей земли - и бросилась бежать навстречу этой боли. Один из браслетов на щиколотке развязался, кости рыбы кеун рассыпались по жухлой траве, но Банн`а не заметила. Деревня горела, ссыпая с хижин ссохшуюся глину. Пахло гарью и еще чем-то сладким. Банн`а кинулась к своему дому. Мать, распластанная у порога, больше никогда не увидит небо, зато боги увидят мать Банн`а - девочка заплакала. Бабушки Н-хету тоже не было. Никого не было, только огонь, сжирающий всё вокруг.
Банн`а услышала крик. Кажется, кто-то увидел её и кричал что-то на незнакомом девочке языке. Банн`а попятилась в дом. Горела только та стена, что смотрела на вечер, и Банн`а спряталась за маской Воина, объявляющего начало охоты. Гром, быстрый и оглушительный. Еще и еще один. Банн`а решила, что бог Гмал прогневался на нее за то, что она посмела прикасаться к старику Туу, и нагнал на их деревню свои пики. Она попросила прощения, снова и снова, прячась за маской и видя лишь огонь, пожирающий противоположную стену. Чья-то тень метнулась перед маской, словно бы искала Банн`а. Девочка осторожно высвободила из кошеля тень черного гепарда и накинула её на себя.
- Ты уверен, что видел здесь ребенка?
- Да, капитан, девчонка лет пяти зашла в дом. Я точно видел.
- Тогда где она? Где, я тебя спрашиваю. Полковник приказал уничтожить всех. Не хватало еще, чтобы кто-то сбежал?
- Может, за маской, капитан?
- Так посмотри!
Мужчины изумленно смотрели на нее. Банн`а хотела закричать, но почему-то крика не получилось, только шипение. Банн`а хотела броситься мимо мужчин неизвестного племени с кожей цвета костей рыбы кеун, но когти впились одному из них в шею, разрывая артерию. Откуда у меня такие когти, только и успела подумать Банн`а, прежде чем впиться зубами в горло второму человеку. Рот наполнила соленая и терпкая, теплая влага. Почему это так вкусно, только и успела подумать Банн`а, прежде чем грациозным прыжком выскользнуть из хижины до того, как она обрушилась, догрызаемая огнем, и раствориться в черном покрывале, натянутом богом Пухша.
Банн`а сидела в высокой траве и щурила желтые глаза на огонь, изредка переводя взгляд на мягкие черные лапы. Люди с кожей цвета костей рыбы кеун метались среди огня, разыскивая своего Воина, объявляющего начало охоты. Банн`а улыбалась бы, если бы черные гепарды могли улыбаться...
___________
P.S. Мораль: Не ходите, дети, в Африку гулять.
Прошлый урожай ознаменовался для деревни таал тревожным известием. Шаман видел черного гепарда, выходящего из тростника. Издревле считалось, что бог ночи Пухша выходит в бой, ведя за собой детей-демонов, в облике черного гепарда.
- Дурной знак, - только и шептались в деревне, - Очень дурной знак. И ведь никто его не заметил, только тень и осталась...
Банн`а не понимала, что плохого в том, что из тростника вышел хищник, ведь он никого не съел, не унес жертвенного козла, убитого перед вечерней зарей, не потоптал зерна, вынесенные в дар ветрам - аассам, только появился и оставил лишь тень. Где же она, эта тень, спрашивала у каждого Банн`а, но все отмахивались от назойливой девочки, дочери Воина, объявляющего начало охоты, ведь появление черного гепарда - это очень плохой знак. Банн`а спрашивала у отца, у матери, у бабушки Н-хету, но никто не ответил ей. Девочка поспрашивала еще несколько лун, а потом почти забыла об этом...
Близился день антилопы для Банн`а, уже восемь урожаев она жила под звездами. Девочек племени таал в день антилопы отпускали далеко от деревни, им ни в чем не препятствовали, лишь вечером молодые мужчины объявляли Охоту - догнавший "антилопу" получал её в жены. Пришел такой день и для Банн`а. Поутру она натерла кожу оранжевым песком, надела браслеты из рыбьих костей на щиколотки и пустилась бежать.
Банн`а бежала долго. Тарелка бога Ихмал уже зависла прямо над стариком Туу, и Банн`а решила переждать полдень в тени его ветвей. Дерево было раскидистым и высоким. Несколько толстых стволов уходили в небо. В племени говорили о том, что бог дождя Гмал всегда торопится пройти мимо их долины, но старик Туу ловит его своими ветвями и выжимает необходимую влагу. Старика Туу уважали, и Банн`а почтительно поклонилась, входя под его сень.
- Неси нам дождь, дедушка Туу, и осеняй им ветви свои.
Туу не ответил, Банн`а опустилась на корточки, прислоняясь худенькой спинкой к могучему стволу, и прикрыла глаза. Ей показалось, что она уснула лишь на одно мгновение, но когда открыла глаза, прямо перед ней стоял черный гепард и рассматривал её очень внимательно, так, как если бы уже давно делал это. Банн`а не испугалась, а протянула ладошку, положив её на широкий лоб ночного зверя. Тот закрыл глаза, а в следующую секунду Банн`а проснулась. За кромкой тени старика Туу лежала тень черного гепарда. Банн`а встала и подошла к ней. Тень казалось невесомой, и Банн`а осторожно подняла её, бережно сложила, уложив на дно кошеля рядом с костяным ножом и фляжкой, - и побежала дальше, потому что тарелка Ихмала уже спала с кроны Туу.
Тростник надежно скрывал Банн`а от вечерних зарниц, горячий воздух лизал плечики цвета кофейных зерен, ссыпал с них подсушенный охряной песок. Банн`а прислушалась. Криков охотников не было слышно. Неужели она ушла так далеко от деревни? Банн`а еще немного посидела в зарослях, а потом вышла к ветрам. Ей вовсе не хотелось становится женой, но быстрые демоны Пухши уже волокли за собой ночную мглу - становилось страшно.
И тут Банн`а увидела красные сполохи на горизонте, услышала, скорее даже почувствовала боль полыхающей земли - и бросилась бежать навстречу этой боли. Один из браслетов на щиколотке развязался, кости рыбы кеун рассыпались по жухлой траве, но Банн`а не заметила. Деревня горела, ссыпая с хижин ссохшуюся глину. Пахло гарью и еще чем-то сладким. Банн`а кинулась к своему дому. Мать, распластанная у порога, больше никогда не увидит небо, зато боги увидят мать Банн`а - девочка заплакала. Бабушки Н-хету тоже не было. Никого не было, только огонь, сжирающий всё вокруг.
Банн`а услышала крик. Кажется, кто-то увидел её и кричал что-то на незнакомом девочке языке. Банн`а попятилась в дом. Горела только та стена, что смотрела на вечер, и Банн`а спряталась за маской Воина, объявляющего начало охоты. Гром, быстрый и оглушительный. Еще и еще один. Банн`а решила, что бог Гмал прогневался на нее за то, что она посмела прикасаться к старику Туу, и нагнал на их деревню свои пики. Она попросила прощения, снова и снова, прячась за маской и видя лишь огонь, пожирающий противоположную стену. Чья-то тень метнулась перед маской, словно бы искала Банн`а. Девочка осторожно высвободила из кошеля тень черного гепарда и накинула её на себя.
- Ты уверен, что видел здесь ребенка?
- Да, капитан, девчонка лет пяти зашла в дом. Я точно видел.
- Тогда где она? Где, я тебя спрашиваю. Полковник приказал уничтожить всех. Не хватало еще, чтобы кто-то сбежал?
- Может, за маской, капитан?
- Так посмотри!
Мужчины изумленно смотрели на нее. Банн`а хотела закричать, но почему-то крика не получилось, только шипение. Банн`а хотела броситься мимо мужчин неизвестного племени с кожей цвета костей рыбы кеун, но когти впились одному из них в шею, разрывая артерию. Откуда у меня такие когти, только и успела подумать Банн`а, прежде чем впиться зубами в горло второму человеку. Рот наполнила соленая и терпкая, теплая влага. Почему это так вкусно, только и успела подумать Банн`а, прежде чем грациозным прыжком выскользнуть из хижины до того, как она обрушилась, догрызаемая огнем, и раствориться в черном покрывале, натянутом богом Пухша.
Банн`а сидела в высокой траве и щурила желтые глаза на огонь, изредка переводя взгляд на мягкие черные лапы. Люди с кожей цвета костей рыбы кеун метались среди огня, разыскивая своего Воина, объявляющего начало охоты. Банн`а улыбалась бы, если бы черные гепарды могли улыбаться...
___________
P.S. Мораль: Не ходите, дети, в Африку гулять.
Но каждый раз встречаю больше, чем ожидала - МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО!!!
И новый мир, совершенно цельный, органичный и непохожий ни на что встреченное раньше!..
В таких вот, казалось бы, небольших кусочках текста есть всё: в них всходит свое солнце, растет трава, шумит ветер в кронах деревьев; там обитают те, кто говорит на своем собственном языке, находя для всего свои собственные названия... Очень вкусные, восхитительно таинственные; и надо обязательно все "потрогать", жадно прикоснуться к ним, чтобы понять и запомнить!..
Дерево Туу, несущее дождь... Необычная рыба кеун... Боги племени Гмал и Пухша...
И мир оказывается просто ОГРОМНЫМ!
И в нем рождаются свои мифы, легенды и сказки.
Мудрые и задумчивые, улыбчивые и грустные, пестрые и неповторимые...
Живые, как листья на огромном дереве Сказок, из которых можно собрать такой бесконечно разнообразный "гербарий"!!!
...Наверное, Вы рядом с этом деревом обитаете?.. )))
Спасибо большое. Сам с удивлением погрузился в мир этой сказки, рад что он увлек кого-то еще.
)))))
Только пусть Ваши сказки и улыбка не исчезают!!! (Даже постепенно)... )))))
Деревню жалко...
А все-таки, почему?..Без "почему". Просто сказка. Они в основном безпочемучные.
Вот уж действительно... Потому что я долго пыталась заморочить себя нахождением в этой штуке морали. И в итоге поняла, что другой, кроме той, что автор вывел - к примеру, какой-нибудь морали из разряда моих любимых "о разумном-добром-вечном", не нахожу. Но написано-то как здорово... будто действительно в Африку прогулялась. Вот с кого надо брать пример описания чужого мира и чуждого нам персонажа. Другое дело, что на протяжении трёхсот с лишним страниц кликать солнце "тарелкой бога Ихмала", а ведь помимо солнца ещё ой как много вещей надо называть не-привычными-именами - это вынести мозг читателям надёжно... но конкретно здесь, в такой коротенькой вещи, это сделано просто классно.
Спасибо, Мастер. Порадовали в очередной раз вкусненьким. И особенно радует это раскалённое солнцем сладенькое в самом промозглом месяце с пронзительно-холодным ветром.
Теперь конкретнее о том, что касается каких-то фактов. Субъективно мною воспринимаемых, разумеется.
Начало было замечательным. Но конец ...Я не понимаю, откуда такая необоснованная жестокость. Причем, не раскрытая совершенно. И непонятности начались с момента, когда Банн'а спрятала тень гепарда к себе в кошель. Откуда у нее взялся кошель? И зачем? Но это так, придирки, в принципе. Также удивил факт присутствия в тексте армейских чинов. Откуда все это? И зачем они сразу стали искать ее за Маской? Откуда такая осведомленность? Я бы ввел хотя бы какое-то интерьерное объяснение. Например, все уже выгорело, и эта Маска выделялась. И больше спрятаться было негде.
Еще одно зацепило. Как я понимаю, девочке было 8 лет. Сомнительно мне, что даже в других мирах в этом возрасте уже наступает половая зрелость. Следовательно, замуж ее выдавать еще рано. Но это опять же придирки придурка мрэ. )
И по ощущениям она меня напугала, если честно. Какая-то она мрачная. Пугающая. Прости уж ...но совсем не мое.
А написано хорошо.
Принадлежность к волшебной сказке определяется в первую очередь по структурным признакам — единству композиции, последовательности повторяющихся типовых действий (функции), которые получают конкретное воплощение в наборе типовых же сюжетов и составляющих их мотивов. Историческую основу волшебных сказок с их сюжетами, мотивами, образами, структурой составляют древнейшие обряды и мифы.
Новеллистические сказки лишены существенных примет сверхъестественного; обстановка, действия, персонажи их отчетливо соотносятся с бытовой действительностью разных эпох, с социальными сторонами жизни общества, но при этом обнаруживают свою необычайность: описываемое в новеллистической сказке невозможно с точки зрения обыденного сознания и реальности."
Пропп В. Я. Русская сказка.
Так скажем.
А про то, что написано на уровне. достойном имени Кота, я уже, кажется, сказал ..? )
Просто у меня детское восприятие этого слова, возможно. Я не люблю Нила Геймана, прости. А твоя сказка концовкой напоминает его произведения немного.
Не пришлось по душе, не заставляю, просто показываю разные грани.
Шимрис, с нетерпением.)
Ласточкин, ну, дурак мрэ, дурак. Что с него взять?
Кусочек Африки передан хорошо. И зловещесть достигнута )
Но мне все-таки кажется, что каждый сказочник сочиняет свою историю по каким-то своим причинам. Кто-то хочет посмешить, кто-то - напугать, кто-то - ненадолго сбежать в мир, где все-таки Ваня с печки женится на принцессе... Может, когда родитель сочиняет сказку для ребенка, он хочет и чему-то научить, сказать нечто важное в такой вот увлекательной для дитятка форме... Вспоминаются сразу "муми-тролли", которые сочинялись под рисунки на обоях... Может, в сказках главное - это свобода? ..
Почему плохо превратиться для девочки в кошку? Почему это воспринимается как несправедливость и "хотя бы спаслась"? Мы обо всем судим со своей колокольни. Для африканских народов, как и для многих, тотемные животные - почти боги, не так уж и дурно превратиться в бога да еще и отомстить за своих, нет?
Насчет свободы... Не знаю... Сказка - это сказка)
Если все-таки рассматривать этот жанр по структурному принципу, то, строго говоря, "Тень черного гепарда" СКАЗКОЙ не является. (Согласно того же Проппа). То есть, оговорюсь, - сказкой в том понимании, которое мы в нее вкладываем: "волшебная история с хорошим концом".
Может, в сказках главное - это свобода? ..
Риш говорит о том же самом, только другими словами.
Сказка - это всегда ПРЕОДОЛЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ для главного героя, который проходит через разные виды препятствий, терпит невзгоды и страдает от козней врагов или же из-за собственно доверчивости. В результате от все-таки преодолевает и то, и другое и к финалу приходит победителем.
Нет, даже не так...
В сказках не всегда сам герой оказывается победителем и пожинает плоды своих трудов.
НО!
Но Добро побеждает в любом случае. И Зло оказывается наказанным тоже - В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.
В этом, собственно, и предназначение СКАЗКИ как поучительной истории с ясно направленной моралью.
Здесь же Зло (в виде солдат-убийц) так и осталось ненаказанным. Именно отсутствием заключительной структурной единицы - "торжества справедливости" - и разрушается сказочность.
Не знаю, получилось ли у меня объяснить, что я имела в виду?..
И кстати. бывают сказки с плохим концом. Андерсен, Уайльд.
В том-то и дело, что если это СКАЗКА, наказание должно произойти В ЕЁ ПРЕДЕЛАХ!
Не домысленное, не придуманное, не допускаемое читателем, а РЕАЛЬНОЕ наказание злодеев.
Тогда мы бы ТОЧНО знали, что девочка отомщена. Понимаешь?..
Так что "Гепард" скорее мистическая история с элементами мифа, нежели сказка. Я именно об этом. )
Не обижайтесь, пожалуйста!
Ничего плохого в виду не имелось, честно.
Просто мы - "дотошники", вот и углубились в литературоведческие дебри...)))
Не нужно тут морали, тут главное - красиво.
Можно поспорить с первым))), НО ВТОРОЕ-ТО - НЕСОМНЕННО!!!! И никто с этим не спорит. )
Ну что, мир?.. ))