Твёрдая печенюшка
Думается, я пишу всю свою жизнь. Бывали периоды, когда я годами не открывала ворд для того, чтобы записать историю, но каждый день вспоминала о том, что недурно бы это сделать. Еще совсем маленькой я открывала взрослые газеты и "читала" оттуда, разумеется, придумывая новости, что называется, из головы. Я обожала муми-троллей и, как сейчас сказали бы, творила фанфики, рассказывая маме о новых приключениях Филифьонки и Мюмлы. Кто не знает, старшие братья нарекли меня Мюмлой (у всех в семье были клички и никто на это не обижался), поэтому к этой великолепной барышне у меня очень особенное отношение и она появлялась в каждой истории в неизменно героическом образе. А потом... а потом я научилась писать - и понеслось. Стихи, конечно, коротенькие сказки, за ними - повести и романы. Долгое время мои друзья знали меня только как поэта, а сама я считала поэтическое искусство несоизмеримо более сложным, нежели прозаическое. Из-за канонов и вот этого всего. Со временем мои стихи превратились в белые, я вообще забила на все каноны, кроме ритмического рисунка (который, кстати, тоже был очень даже мой), а потом стихи просто перестали ко мне приходить. Их полностью вытеснила проза. В итоге я прозаик уже как 10 лет. И нет, меня вообще не смущает "гордое имя писатель-прозаик", потому что я писатель и есть. Как по мне, профессию определяет не некий успех в ней, а само занятие ею. Так вот, за десять лет до меня дошло несколько моментов, которые сейчас определяют для меня творческий процесс. Хочу с вами ими поделиться и обсудить.
1. Моя любимая дисциплина. Мне кажется, если бы не она, я бы далеко на одном вдохновении не уехала. Если честно, был период, когда я писала только для того, чтобы впечатлить конкретного человека. На том и строилась вся моя мотивация. Разумеется, как только человек отвалился, пропало и само настроение для записывания сказок. И я не трогалась с места несколько лет. Но само понимание того, что ты можешь и умеешь, но не делаешь, страшно давило. И в один прекрасный момент я силой усадила себя в ворд и начала писать. Так появился роман, который сейчас в финале "Новой детской книги". И только так продолжают появляться новые истории. Сначала усилие и дисциплина, потом - вдохновение и поток. Фишка в том, что я страшно не люблю набирать текст. Мне не нравится этот процесс стучания по клавиатуре, я не понимаю, что такое проснуться среди ночи и садиться за перо, для меня вообще непостижимо вдохновение из ничего. Ну вот как-то так я устроена. Одно время по интернетам ходила шутка о том, что вдохновение - это отмазка для ленивых. И, знаете, я с ней согласна. Вдохновения можно ждать годами, месяцами, неделями. И за все эти дни не появится ни строчки. Я предпочитаю взять ответственность на себя - и тупо работать. Ни разу не бывало, чтобы я начинала писать, а меня не накрыло потом потоком. И это прекрасное чувство, но сначала - рацио. В итоге я тупо прописываю сколько часов я должна провести в ворде сегодня, открываю и начинаю записывать. Сурово и по плану.
2. Кстати о планах. Я никогда не пишу по плану, если говорить о сюжете. Не представляю, зачем писать историю, если она тебе уже известна. Я знаю ребят, которые до мелочей представляют свой сюжет и записывают его, уже разобравшись в характерах, хитросплетениях интриги и мира. Мне так не интересно. Как только я пытаюсь заранее прописать, что-почем, у меня пропадает смысл записывать, ведь я уже всё знаю. Поэтому я - просто записываю то, что нашептывает Вселенная. Разумеется, когда приходит время правки или сам сюжет стопорится, я пробую понять, что не так, что подправить или подтянуть, но в целом я ничего не продумываю заранее, история просто появляется сама собой и движется, куда захочет.
3. Здесь важно заметить, что у меня несколько... своеобразное отношение к историям. Я их не выдумываю, я их записываю. Каждая история уже существует где-то в ноосфере, я просто выхватываю ее оттуда и вытаскиваю на бумагу. Ну вот есть у меня такая счастливая способность. Я не знаю, откуда появилось это убеждение и можно ли его в себе выработать, но лично мне оно здорово помогает в том, что касается дальнейшей судьбы книжки после того, как она написана, и отношения к персонажам как таковым. Я слышала, есть очень волнующиеся по поводу критики писатели, есть те, кто "дружит" с героями, ну вот такое родительское, что ли, отношение к истории. Мне кажется, оно только усугубляет порывы творческой души, с моим подходом я спокойно отправляю сказку в пространство, где кто-то будет ее читать, ровно отношусь к тому, как на нее реагируют, не скучаю по героям и вообще не запоминаю, о чем я там писала два года назад. История уже была, я только записала ее - и отправила дальше по кругу, чтобы спокойно заниматься следующей.
4. Внутренний критик - балабол и истеричка, которую нужно больно бить и затыкать рот кляпом. А еще хорошо бы побороться с комплексами, чем стонать, простите, о суровом, не дающем творить существе. По факту ведь пресловутый внутренний критик - не что иное, как часть нашей психики, которая пытается нас якобы поберечь, только она настолько хамовата и невоспитана, что делает это с ремнем, а то и битой. Этакий страж у ворот, который за "ты бесталанный дебил, набивающий себе цену" скрывает еще худшее утютюкающее "ай ты мой хороший, нас за воротами могут побить, давай туда вообще не пойдем". Давить надо гадину - и всё. Иначе ничего не получится.
5. Тут, к слову о некоторых возражениях внутреннего критика, я бы вспомнила две цитаты, не дословно, а по сути. Первая - принадлежит Нилу Гейману - о том, что касается оригинальности идей. Тебе и многим-многим людям вокруг может казаться, что история банальна и мысль, в ней преподнесенная, была уже высказана множество раз. Возможно, так оно и есть. Но в мире обязательно найдется человек, который именно в твоем романе увидит эту мысль в первый раз в своей жизни. Поэтому не нужно стесняться, нужно делиться, кто-то определенно нуждается именно в тебе и твоей манере изложения идеи. Вдруг у Толстого он не понял, а у тебя - разберется. Чем черт не шутит.
А вторая - Элизабет Гилберт - про то, что история не будет ждать, пока ты соберешься ее записать, она просто уйдет к другому человеку. Тому, что умеет собирать слова в кучу, который не поддается внутренним стонам, которому будет интересно. И он - пробьется, а тебе останется только бесконечное размышление о тленности бытия.
6. Кстати про бытие. Я вообще не думаю о гадких издателях, которые не хотят публиковать прекрасноту, а только ромфант, о дураках-редакторах, вырезающих самое интересное, об уровне читателей или проблемах книгопечатания или книжного маркетинга. Если бы я думала об этом, то где бы я нашла время, чтобы писать. Все эти вопросы меня вообще не касаются, я - записыватель историй, не аналитик, не исследователь рынка, я за конкретику. Нет, можно, конечно, болеть за тему, но... вот правда, болеть за нее - только расстраиваться, а я не рояль. Мне хочется получать радость и удовольствие от завершенной сказки, а не размышлять о ее дальнейшей судьбе, как и о дальнейшей судьбе всего рынка. Если сказка нужна сейчас миру, она дойдет до мира, есть тому множество примеров, а если нет... ну напишем еще одну.
Вот такие вот у меня писательские credo. Лично для меня они сделали очень многое, помогли разобраться не только в творческом процессе, но и в самой себе, иногда жить с ними очень даже сложно, но в конечном итоге они обеспечивают результат, спокойное сердце и позволяют верить в себя. И - чуть-чуть - во что-то большее, чем я.
1. Моя любимая дисциплина. Мне кажется, если бы не она, я бы далеко на одном вдохновении не уехала. Если честно, был период, когда я писала только для того, чтобы впечатлить конкретного человека. На том и строилась вся моя мотивация. Разумеется, как только человек отвалился, пропало и само настроение для записывания сказок. И я не трогалась с места несколько лет. Но само понимание того, что ты можешь и умеешь, но не делаешь, страшно давило. И в один прекрасный момент я силой усадила себя в ворд и начала писать. Так появился роман, который сейчас в финале "Новой детской книги". И только так продолжают появляться новые истории. Сначала усилие и дисциплина, потом - вдохновение и поток. Фишка в том, что я страшно не люблю набирать текст. Мне не нравится этот процесс стучания по клавиатуре, я не понимаю, что такое проснуться среди ночи и садиться за перо, для меня вообще непостижимо вдохновение из ничего. Ну вот как-то так я устроена. Одно время по интернетам ходила шутка о том, что вдохновение - это отмазка для ленивых. И, знаете, я с ней согласна. Вдохновения можно ждать годами, месяцами, неделями. И за все эти дни не появится ни строчки. Я предпочитаю взять ответственность на себя - и тупо работать. Ни разу не бывало, чтобы я начинала писать, а меня не накрыло потом потоком. И это прекрасное чувство, но сначала - рацио. В итоге я тупо прописываю сколько часов я должна провести в ворде сегодня, открываю и начинаю записывать. Сурово и по плану.
2. Кстати о планах. Я никогда не пишу по плану, если говорить о сюжете. Не представляю, зачем писать историю, если она тебе уже известна. Я знаю ребят, которые до мелочей представляют свой сюжет и записывают его, уже разобравшись в характерах, хитросплетениях интриги и мира. Мне так не интересно. Как только я пытаюсь заранее прописать, что-почем, у меня пропадает смысл записывать, ведь я уже всё знаю. Поэтому я - просто записываю то, что нашептывает Вселенная. Разумеется, когда приходит время правки или сам сюжет стопорится, я пробую понять, что не так, что подправить или подтянуть, но в целом я ничего не продумываю заранее, история просто появляется сама собой и движется, куда захочет.
3. Здесь важно заметить, что у меня несколько... своеобразное отношение к историям. Я их не выдумываю, я их записываю. Каждая история уже существует где-то в ноосфере, я просто выхватываю ее оттуда и вытаскиваю на бумагу. Ну вот есть у меня такая счастливая способность. Я не знаю, откуда появилось это убеждение и можно ли его в себе выработать, но лично мне оно здорово помогает в том, что касается дальнейшей судьбы книжки после того, как она написана, и отношения к персонажам как таковым. Я слышала, есть очень волнующиеся по поводу критики писатели, есть те, кто "дружит" с героями, ну вот такое родительское, что ли, отношение к истории. Мне кажется, оно только усугубляет порывы творческой души, с моим подходом я спокойно отправляю сказку в пространство, где кто-то будет ее читать, ровно отношусь к тому, как на нее реагируют, не скучаю по героям и вообще не запоминаю, о чем я там писала два года назад. История уже была, я только записала ее - и отправила дальше по кругу, чтобы спокойно заниматься следующей.
4. Внутренний критик - балабол и истеричка, которую нужно больно бить и затыкать рот кляпом. А еще хорошо бы побороться с комплексами, чем стонать, простите, о суровом, не дающем творить существе. По факту ведь пресловутый внутренний критик - не что иное, как часть нашей психики, которая пытается нас якобы поберечь, только она настолько хамовата и невоспитана, что делает это с ремнем, а то и битой. Этакий страж у ворот, который за "ты бесталанный дебил, набивающий себе цену" скрывает еще худшее утютюкающее "ай ты мой хороший, нас за воротами могут побить, давай туда вообще не пойдем". Давить надо гадину - и всё. Иначе ничего не получится.
5. Тут, к слову о некоторых возражениях внутреннего критика, я бы вспомнила две цитаты, не дословно, а по сути. Первая - принадлежит Нилу Гейману - о том, что касается оригинальности идей. Тебе и многим-многим людям вокруг может казаться, что история банальна и мысль, в ней преподнесенная, была уже высказана множество раз. Возможно, так оно и есть. Но в мире обязательно найдется человек, который именно в твоем романе увидит эту мысль в первый раз в своей жизни. Поэтому не нужно стесняться, нужно делиться, кто-то определенно нуждается именно в тебе и твоей манере изложения идеи. Вдруг у Толстого он не понял, а у тебя - разберется. Чем черт не шутит.
А вторая - Элизабет Гилберт - про то, что история не будет ждать, пока ты соберешься ее записать, она просто уйдет к другому человеку. Тому, что умеет собирать слова в кучу, который не поддается внутренним стонам, которому будет интересно. И он - пробьется, а тебе останется только бесконечное размышление о тленности бытия.
6. Кстати про бытие. Я вообще не думаю о гадких издателях, которые не хотят публиковать прекрасноту, а только ромфант, о дураках-редакторах, вырезающих самое интересное, об уровне читателей или проблемах книгопечатания или книжного маркетинга. Если бы я думала об этом, то где бы я нашла время, чтобы писать. Все эти вопросы меня вообще не касаются, я - записыватель историй, не аналитик, не исследователь рынка, я за конкретику. Нет, можно, конечно, болеть за тему, но... вот правда, болеть за нее - только расстраиваться, а я не рояль. Мне хочется получать радость и удовольствие от завершенной сказки, а не размышлять о ее дальнейшей судьбе, как и о дальнейшей судьбе всего рынка. Если сказка нужна сейчас миру, она дойдет до мира, есть тому множество примеров, а если нет... ну напишем еще одну.
Вот такие вот у меня писательские credo. Лично для меня они сделали очень многое, помогли разобраться не только в творческом процессе, но и в самой себе, иногда жить с ними очень даже сложно, но в конечном итоге они обеспечивают результат, спокойное сердце и позволяют верить в себя. И - чуть-чуть - во что-то большее, чем я.
М-м-м, даже не знаю, двоякое у меня отношение к едким комментариям. Мне кажется, что не ехидный комментарий всегда лучше ехидного, впрочем, каждому свое, да, может, кому-то и нужен желчный подсрачник, чтобы хотя бы вычитывал то, что выкладывает в сеть.)
Расскажи, а зачем вообще к вам обращались? Ну, т.е. вы же не профессиональные критики или, скажем, литературоведы, субъективность все равно должна ж быть. Ребята просто хотели, чтобы кто-то их прочел или побыл кем-то вроде бесплатного редактора?
расфыркаться на более удачливых намного проще и приятнее для чсв
Так это ж непродуктивно...
Короче, главное - лишь бы поправил, а не вставал в позу "да ваш сайт не достоин моего фика" или "я сделала глаза Малфоя зелёными, чтобы придать остроты сюжету" (из реальных примеров, да
Ребята просто хотели, чтобы кто-то их прочел или побыл кем-то вроде бесплатного редактора?
Да. Зачастую же выкладываешь работу - а в комментах тишина и мёртвые с косами. Или смайл. Или "автор, пиши ещё/неси проду". Штат критиков давал авторам возможность получить к каждой работе как минимум один объёмный и в большинстве случаев конструктивный комментарий.
Так это ж непродуктивно...
Зато приятно и менее энергозатратно))
К тому же на таких сайтах комментировать других - это хороший способ обратить внимание на себя. Получить отзыв в качестве ответной благодарности - такое часто у меня бывало. Или, допустим, человек получит отзыв, пошёл посмотреть на мои работы, и внезапно ему понравилось, и я у него в любимых авторах, и замечательно общаемся)) Я сама почти всегда прихожу посмотреть на тех, кто оставляет отзывы мне. А вдруг их творчество мне понравится?
Ещё я очень люблю разводить авторов на долгое обсуждение их собственных работ и вместе с упоением копаться в нюансах. Дискуссия по тексту для меня - отдельный сорт кайфа
Да и просто, если я вижу, что могу помочь улучишь работу - почему бы не помочь? И если автор потратил свои время и силы, чтобы написать и выложить работу, которая мне очень понравилась и зацепила - почему бы мне не потратить свои, чтобы отблагодарить его за это?
Сейчас у меня уже нет необходимости обязательно догрызать до конца и комментировать всякое МТА, и, как правило, я понимаю, стоит ли читать дальше, уже по шапке или по первой странице текста. И если всё плохо, то бросаю. Исключение делаю лишь там, где автор лично попросил разобрать работу.
Вот как раз чего хотят издатели, потребители и прочие, меня совершенно не волнует))) Я эгоистичное существо, руководствуюсь исключительно собственными интересами)))
А она ответила, кстати, что хочет понимать, чего хотят издатели. Зачем это понимать и тратить драгоценные часы на то, чтобы в этом разобраться?
Возможно, хотела попытаться попасть в мейнстрим и побыстрее опубликоваться?))
вот зачем рассказывать о героях в комментах, когда у тебя для этого есть целый роман?
Человек безудержно любит своих героев)) Возможно, одного романа ему было мало, чтобы это выразить, а второй он писать не собирается, история закончена. Или, как вариант, его спрашивали о тех сторонах героев, которые в романе не нашли отражения))
Возможно, в моем случае дело в том, что я вообще не фандомна, не заморачиваюсь на каком-то произведении настолько, чтобы читать или писать по нему. Было одно время, но потом совершенно отрезало и мне такое вообще неинтересно и непонятно.
руководствуюсь исключительно собственными интересами
Это ж здорово, когда понимаешь и всячески в себе культивируешь собственные интересы. Тут недавно слушала на YT лекцию о том, что многие товарищи вообще не очень-то понимают, что им нравится, чего они хотят, даже не могут конкретно сформулировать собственные желания. От этого немного жутковато. Я даже начала перетряхивать свои, больше конкретизировать...
попасть в мейнстрим и побыстрее опубликоваться?))
Возможно. Моя история на этом конкурсе о тринадцатилетней девочке, но фишка в том, что я писала ее вообще не для конкурса или чтобы попадать в некую струю историй про подростков, история-то вообще не о подростках... Мне вообще мечтается, чтобы люди писали не под серии, редактор одного издательства из отдела фантастики в интервью говорил о том, что из серии потом почти невозможно выбраться, начинаешь писать про Метро - и умираешь с сотой книгой про Метро...
Человек безудержно любит своих героев
А. Недоступное для меня ощущение.
многие товарищи вообще не очень-то понимают, что им нравится
Вот кстати, комментирование в этом тоже помогает, потому что ты пытаешься формулировать в отзыве, что именно тебе больше всего понравилось/не понравилось, и почему.
Мне вообще мечтается, чтобы люди писали не под серии
Мне тоже. Но увы, мне всё больше кажется, что это произойдёт лет через сто...
А я, вот, рецензии на прочитанное пишу). Причем, любопытно, что иногда мне хочется написать о сюжете, рассказать о героях, а иногда вот просто необходимо попытаться описать свои ощущения и этим ограничиться. Только сегодня поймала себя на этом. В основном рецензия вообще пишется интуитивно, я никогда не продумываю структуру, правда некоторые книги получаются простынями с детальным обзором, а некоторые - упоминанием, хотя книги эти одинаково прекрасны и вызвали почти одинаковый эмоциональный отклик...
Вот рецензии у меня почему-то никогда не писались интуитивно и влёт, всегда надо думать, сопоставлять, чуть ли не схемы строить)) Может, оттого и выходили такими.
Однако развели же мы дискуссию! о_О
Я и сама в принципе довольно редко приходящий читатель. Если нечего сказать, кроме "да, всё так" или "о, как интересно!" - я уж лучше помолчу. Если есть что добавить посущественнее, обычно высказываюсь. Насчёт других людей ничего не могу сказать)))