09:14

Твёрдая печенюшка
Очень непросто позволить людям быть такими, какие они есть. Не близким людям (хотя с ними, возможно, это еще сложнее), а всему человечеству. Позволить радикалам быть радикальными, робким неженкам - тихо цвести, качкам - пропадать в спортзале, агитаторам - агитировать. Они не должны, говорим мы, мы - не должны, говорим мы, но тем самым разве не хотим мы, чтобы "должны" все же существовало? Как в том доказательстве бытия бога: когда ты думаешь, что бога нет, тем самым ты создаешь его в своем сознании одной мыслью о нем, даже если эта мысль о его небытии, так и тут: доказывая, что кто-то чего-то там не должен, подчеркивается то, каким он все же должен быть. Ведь у всего есть обратная сторона. Люди все-таки должны быть толератными (потому что не должны использовать агрессивные методы), люди должны не навязывать свои интересы (потому что всех достали фанатики всех мастей), люди должны думать об экологии (а не о, допустим, форме своих бровей или ногтей), люди должны бороться с комплексами, люди должны принимать себя, люди должны, должны, должны... или, напротив, не_должны.
Должны или не_должны, какое мне, например, дело? Пусть человек будет таким, каким ему нравится быть. Моя задача - отреагировать или не отреагировать на его поведение.Дискуссия - всего лишь повод выдать свою реакцию. Осуждение или одобрение, но кому оно на самом деле интересно? Не слишком ли много мы думаем о себе в контексте огромного социума вокруг? Как там говорилось-то: ничто так не мешает видеть, как точка зрения. Особенно, если это точка зрения другого человека. Особенно, если мы считаем, что она неверная.
Бороться с преступностью, загрязнением окружающей среды, стереотипами и пропагандой необходимо, но бороться с людьми, как по мне, совершенно бессмысленно. Каждый все равно останется при своем. Возможно, мнение и изменится, но только в том случае, если будет пропущено человеком сквозь себя, принято, услышано. А давно мы встречали такие чудеса?
Я-идеалист верит в то, что люди должны быть интеллигентными, развивающимися, стремящимися к миру и красоте, но я-реалист видит, что утопий не бывает. Да и кто ты такой, я-идеалист, чтобы рассуждать о других? Что ты знаешь о медлительном продавце, пьяной девушке на высоченных каблах, встреченной тобой вчера днем, о собственных соседях, о гимнастах или авторах законопроектов? Они тупенькие, думаешь ты, они должны бы... или они не должны бы...
Фитоняшки задолбали своим ЗОЖем - они не должны так яростно рекламировать свой образ жизни - они должны уйти в подполье?
Нация перестала быть самой читающей - все должны стремительно взяться за книгу - а если нет ни одной свободной минуты? - мы не должны потакать рахлябанному режиму дня!

Я это не к тому, чтобы отказаться от справедливости или критического мышления, не про бездеятельность на общественном поприще, я про то, что каждый раз, когда ловишь себя на осуждении и "должен-не-должен", стоит подумать: а понравилось бы тебе, что твою жизнь кто-то тоже регламентирует этими двумя загончиками, ни на секунду не вникая в то, что ты есть такое?
Люди - вот такие. Оставь им их правду, по какой-то причине она для них важна. Карьерист может осудить домохозяйку, но самореализация может иметь самые разные проявления: от управления сотней людей до создания уюта; педсовет отругает двоечника, но знание общих положений о мире почти никак не применимо в жизни (сейчас эмоциональный интеллект и сметливость ценится больше, чем знание фактов и пресловутый IQ); культ красоты и моды все шире осуждается сторонниками минимализма и самопринятия, но разве найдется хоть одна девушка, готовая щеголять своими прыщами как воплощением идеала, а если и существуют дамы, брезгливо морщащиеся на небритые ноги, то и пусть себе морщатся, им нравятся бритые, им так красиво, а тебе так удобно...

Пусть люди будут разными, даже если они - на наш взгляд - не правы. Ведь и мы - на чей-то взгляд - проповедники, нигилисты, скучища занудная или что-то там еще похуже.

@темы: Ласточкино гнездо, Замеченное

Комментарии
26.04.2018 в 10:44

Очень интересный пост. Заставил задуматься еще над разными уровнями понимания этого вопроса.
26.04.2018 в 11:42

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, твои посты меня натолкнули, не в обиду. Кажется, что-то такое у меня крутилось в голове еще на первом, где я толком не смогла сформулировать, что лично мне кажется важным.)
26.04.2018 в 11:45

Ласточкина, А что в обиду-то?) Хорошее продолжение мысли, мне кажется. Внутри себя бы найти только это понимание - что никто никому ничего не обязан.
27.04.2018 в 10:48

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, знаешь, вот просто по моему примеру: понимание-то у меня есть, но завышенные ожидания или вот этакое право качать права никуда не уходит, приходится постоянно себя одергивать, "не судить", сосредотачиваться на себе... Всегда сложно сосредотачиваться на себе. Нас такому не учили.
27.04.2018 в 11:00

Ласточкина, Да. Кстати, на эту тему книга хорошая есть: Толле Экхарт "Новая Земля", если тебе вдруг захочется почитать что-то на эту тему. Он очень интересно описал этот механизм и рассказывает, что с ним делать, чтобы такие вот страсти перестали ежедневно терзать и занимать много внимания.)
27.04.2018 в 11:07

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, о, Толле я читала однажды. Сейчас точно не припомню, что именно, но в его духе все такие штуки, догадываюсь, о чем он пишет и в этой книге. Я в свое время начиталась сторонников буддизма, медитаций, тишины и всякого такого), оттуда и мысли мои.
Я их во много поддерживаю, но где ж набраться силы, чтобы отказаться от этих сладких злорадных удовольствий бренного духа?))
27.04.2018 в 11:09

Ласточкина, Я их во много поддерживаю, но где ж набраться силы, чтобы отказаться от этих сладких злорадных удовольствий бренного духа?))
Найти другие способы получать удовольствие. :D Они сложнее, но качественнее.
27.04.2018 в 11:10

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, медитации на меня так действовали, как будто у мозга случился оргазм.
27.04.2018 в 11:12

Ласточкина, Ого! Интересно!
Еще есть всякие методики типа той же благодарности. Безусловной любви и прочее такое.
Что касается Толле.. Это вообще интересно - глубже понять, что в тебе вызывает это разделение и научиться смотреть на эту часть отстраненно, потому что это механизм привычки, но не ты сама как бы.
27.04.2018 в 11:23

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, ага, был у меня период, когда я практиковала почти каждый день, потому почему-то забросила, видимо, очень зря). Странное ощущение, правда, и немного жутковатое поначалу - вот это чувство чистого листа без наноса своих мыслей... Понимаешь, какой ты крошечный. Правда, стрёмно).
А потом начинаешь замечать как раз то, о чем Толле пишет, за собой. Тоже стрёмно.
Мне понравилась одна медитация, я ее условно назвала "в поисках тишины". Всегда ведь вокруг очень много звуков, мы их не замечаем, но они прямо повсюду. И вот ты сидишь и ищешь среди этих звуков тишину, как бы раздвигаешь звуки. Много любопытного о мире открывается.
27.04.2018 в 12:56

Ласточкина, Мне понравилась одна медитация, я ее условно назвала "в поисках тишины". Всегда ведь вокруг очень много звуков, мы их не замечаем, но они прямо повсюду. И вот ты сидишь и ищешь среди этих звуков тишину, как бы раздвигаешь звуки. Много любопытного о мире открывается.
Ничего себе! 0_0 Впервые слышу. Жутко, мне кажется.) Хорошо, но жутко.))

Понимаешь, какой ты крошечный. Правда, стрёмно).
Из этого еще можно вынести чувство единости всего сущего, так сказать. Что ты - не просто крошечный, но часть этой огромной системы, которая работает и органична.
27.04.2018 в 13:27

Твёрдая печенюшка
Эллеонор, быть часть ТАКОЙ огромной системы - тоже страшно...)) Мне больше нравится думать, что сама я - тоже гигантский мир, полный удивительного, просто за внешней борьбой вроде мыслей или чувств прячется какой-то океан, который только иногда позволяет своему прибою ко мне прикасаться...
27.04.2018 в 13:33

Ласточкина, я - тоже гигантский мир, полный удивительного, просто за внешней борьбой вроде мыслей или чувств прячется какой-то океан, который только иногда позволяет своему прибою ко мне прикасаться...

Понимаю..)
28.04.2018 в 14:22

Ласточкина, мне подобные мысли приходили в голову, только я никак их не сформулировал. А тебе удалось :up:
29.04.2018 в 14:03

Твёрдая печенюшка
FreeRider13, иной раз получается. ^^ Вообще, пока писала, очень сложно давалось, до сих пор кажется, что это еще не всё.
13.05.2018 в 20:18

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Наверное, самое сложное - постичь "люди не должны указывать другим людям, что те должны или не должны". Это диалектическое противоречие, это вечная дилемма под названием "свобода". Где заканчивается "недолжность"? Или это "должность" заканчивается там, где мы пытаемся кому-то другому навязать свой вариант долженствования? А как же различные виды шовинизма и нетерпимости - нам следует просто соглашаться с имеющимся положением вещей, пусть оно чревато несправедливостью и болью, и спокойно жить дальше своей жизнью? Или всё-таки высказывать свою точку зрения - в надежде, что в чьи-то уши и умы это западёт, и агрессии в мире станет меньше?
А станет ли?
Десять лет назад я встревал в дискуссии. Мне всегда была близка позиция "в спорах рождается истина" - да и теперь близка, но с поправкой: в спорах с немногими родственными по духу людьми - да. Но ан масс - в спорах рождаются только холивары, обиды и взаимное непонимание. Но так ли это? Может, это просто желание уклониться от направленного в свой адрес негатива?
Я прихожу к выводу, что всё-таки полностью абстрагироваться от мира - неправильно. Но ведь как бы мы ни пыжились, пропагандируя свою точку зрения, навязать-то её всё равно невозможно. Можно только - предложить. Привести аргументы. Исходя не из "долженствования", а из вопроса: не станет ли мир чуточку лучше, если мы будем не так, а вот этак?
А далее - всё в руках, ну видимо, божьих, как это ни понимать. Кто-то услышит. Кто-то - нет. Бесспорно одно: осуждая кого-то без ясного понимания всей картины, видя только фасад - всегда рискуешь сделать ошибку. Поддаваясь штампам - аналогично.
Но к сожалению, те, кто это понимает, таких ошибок в основном и не делают. А кто не понимает - тот с большой вероятностью и не поймет...