Если честно, я не самый упорный человек в мире. По части настойчивости мне есть куда расти и развиваться. Конечно, я упрямо занималась в музыкальной школе, но вовсе не так напряженно, как могла бы. Я училась в школе в целом хорошо, но в основном наскоками, полагаясь на то, что в принципе я умненькая девочка (скорее умненькая, чем старательная): если мне удавалось понять тему с первого раза, то и хорошо, а если не выходило, я пробовала разобраться, но в потоке новых знаний очень быстро забрасывала, а уже понятное так же стремительно забывала и не углубляла. На филологическом факультете я отучилась три года, а потом я решила, что это "не мое" - и бросила. Исторический факультет меня спас: было действительно интересно изучать эту науку (хотя бы некоторые разделы), поэтому старательности и упорства прибавилось, но - вот реально - можно было лучше. В разы лучше. Примерно с таким вот "можно было лучше" я живу и до сих пор: в работе, в увлечениях, да даже в этом блоге я каждый раз ловлю себя на мысли, что можно бы поднажать, углубить, проработать...
(Вот сейчас я болею, чувствую слабость и в голове сразу возникла мыслишка: а не забросить ли этот пост до лучших времен или накропать его быстренько и забыть, но я же пишу об упорстве, черт! Нужно постараться.)
Я наткнулась на выступление Ангелы Дакворт на TED (незаменимый источник великолепных идей) и тут же бросилась читать ее книгу. "Твердость характера" - исследование о том, какую роль в нашей жизни играет упорство, как оно соотносится с талантом и достижением целей, нужно ли (и можно ли) его развить. Ангела Дакворт - психолог и педагог - собрала данные множества исследований, которые так или иначе касаются упорства, и пришла к вот каким выводам.
читать дальшеНа самом деле талант вовсе не является определяющим фактором в достижении успеха или мастерства. Все дело в том, насколько упорно пресловутый талант реализуется или - па-бам! - нарабатывается. В среднем получается, что талантливый, но недостаточно упорный человек добивается успеха реже, чем менее талантливый, но "спокойный и упрямый". Постоянное углубление навыка, его проработка и закрепление гораздо более продуктивны нежели скачкообразное проявление незамутненного таланта или вдохновения. Грубо говоря, даже если ты Моцарт, но играешь на фортепиано два раза в месяц по полчаса, от твоей моцартности мало толку, в то время как играющий каждый день по четыре-три часа средний ученик музыкальной школы с большой вероятностью станет виртуозом в исполнении и понимании музыки.
Дакворт пишет о том, что очень часто именно из-за отсутствия упорства мы бросаем дело, которое вполне могло бы стать нашим призванием, делом всей нашей жизни. Мы сдаемся, потому что нам кажется, что у нас недостаточно сил, что на нашем пути слишком много преград, что у нас не достает таланта или дело это теряет для нас интерес. Но вот ведь беда: не все из нас талантливы с рождения! (Тут нужно вспомнить "Тонкое искусство пофигизма") И что же теперь: сказать себе "я бездарь" и бросить все попытки добиться результата, а то и успеха? Вовсе нет. Дакворт предлагает стараться, не сдаваться, принимать провалы и сложности как неизменных спутников упорства и заниматься, заниматься, заниматься делом!
Помните знаменитую поговорку "аппетит приходит во время еды"? Примерно так и стоит относиться к тому, чем вы занимаетесь, даже если чувствуете себя на последнем издыхании. Чем упорнее вы будете, тем вернее станете профессионалом, даже если изначально ничего не выходило; более того, чем сильнее мы углубляемся в какую-то тему, тем быстрее растет интерес к ней, ведь столько нюансов, ранее неизвестных, она в себе таит.
Кстати об интересе. Ангела пишет, что именно интерес является одной из основных слагаемых упорства. Если вам интересно, вы стремитесь к победе. Но интерес имеет свойство затухать. Здесь хорошо бы связать мотивацию с большой своей целью: как задача, которую вы готовы вот-вот забросить, поможет вам достичь той самой Великой Цели вашей жизни. А связана ли эта цель с другими людьми? Если да, то это прекрасно. Это еще один винтик, который поможет подрегулировать ваше упорство, ведь помощь другим - прекрасный мотиватор. Еще в развитии упорства может поддержать правильная компания. Дакворт приводит пример плавцов: вставать в четыре утра и идти в бассейн может показаться странным, если ты один, а вот если находиться в команде, где каждый встает в четыре и плавает до посинения (каламбурчик злой), то ничего необычного, все же так поступают! То же самое относится к писательским кружкам, группам по изучению иностранного языка, клубам любителей суккулентов etc.
Дакворт приводит примеры действительно успешных людей, которые решающим в своем успехе считают именно упорство. Возможно, сами они не отдают себе отчета в количестве проделанной ими работы, но никто из них не отмахнулся от вопроса фразой вроде "а, да ладно, я обалденно талантливый, так что все само валится мне в руки!", каждый из них так или иначе говорит о часах, днях, месяцах, годах, посвященных делу их жизни. И не всегда это дело казалось им таким уж великолепным и легким, зачастую как раз наоборот, но они не сдавались, разбирались, переживали провалы, но упрямо оставались на выбранной стезе.
Я читала эту книгу и думала... думала об упущенных возможностях, которые могли бы развиться во что-то важное, крутое, глобальное в моей жизни. Я, конечно, понимаю, что жалеть о прошлом - дело неблагодарное, я и не жалею, но отмечаю, что порой мой выбор был не столько осознанным отказом, сколько отсутствием упорства. Я бросила музыкальную школу в выпускном ее классе (и конечно, оправданий, не связанных с отсутствием у меня упорства, существует масса), а ведь мне говорили, что слух и способности у меня есть и преотличные; я оставила русский язык и литературу и не стала бороться с Розенталем и Шекспиром, хотя, возможно, могла бы сейчас нести свет условного Чехова в массы (что само по себе крутая цель); я и правда могла бы заниматься во втором университете усерднее, осознаннее, но вот как-то не задумывалась об этом и плыла по течению; я мало работала над развитием себя в профессиональной сфере, половину работы делая на автомате... Почему всё так?
Потому что в нашем окружении очень сильно некое фиксированное мышление, а не мышление роста. Нам с детства говорят о таланте, о способностях, но мало говорят о том, какие усилия нужно прилагать к тому, чтобы добиваться цели. Даже если вспомнить похвалы, что мы заметим? "Молодец, получил пятерку, ты просто гений/талант!", а не "Ты приложил столько усилий, потратил много времени и выучил, класс!" Я помню даже, что учителя в моей школе в кулуарах (куда я бывала допущена как дочь учителя) посмеивались над учениками, которые становились отличниками, потому что много занимались. Это называлось "взять попкой", потому что, мол, сидит и зубрит, сидит и зубрит. А по их мнению, видимо, достойным являлось стихийное завоевание интегралов и мгновенное постижение правила буравчика (я так и не постигла, увы мне!). Кое-кто, например, осуждающе качал головой с фразой "он звезд с неба не хватает", глядя на ученика, который попросту не так легко осваивает материал. Никто не хвалил нас за проделанную работу и не настраивал на то, что можно работать еще усерднее, от нас ожидали мгновенного освоения, таланта и скорости.
И вот на таком фоне вырастают дети, которые не только не считают нужным стараться (они тут же говорят, что им что-то там "не дано", "нет таланта к физике"), но и болезненно переживают провал, потому что результат на данный момент становится более важным, чем реальная возможность преодоления преград в будущем. Я бы, например, никогда бы не додумалась прийти на школьный стадион и побегать, чтобы сдать наконец стометровку на хорошую оценку, потому что, во-первых, я не отличалась упорством, а во-вторых, ну кто проявит упорство, услышав фразу "ты никогда в жизни не пробежишь с нужной скоростью" от преподавателя. Ну он же умнее, он же учитель, он лучше знает... И так с младых же ногтей и на всю жизнь, если вовремя не спохватишься!
Несколько часов в день углубленной практики в деле, которым вы занимаетесь, позволяет качественно улучшить результаты с течением времени, это доказано. Если вы бегаете, думайте о беге, если пишете, думайте о том, что пишете, думайте о том, какую пользу для мира может принести ваше занятие, ориентируйтесь на тех, кто занимается тем же, и по мере вашей упорной работы вполне может обнаружиться талант к ней, о котором вы, возможно, даже не подозревали.
Разумеется, не все, чем мы пробовали заниматься в жизни, нужно упорно тянуть на себе до гробовой доски. Конечно, очень важно разобраться с целями и приоритетами, но если уж вы выбрали для себя какое-то направление, то заниматься им нужно со всем возможным тщанием. И ни в коем случае не сдаваться. Исследования подтверждают, что для профессионала десять лет - вовсе не срок постижения всего-всего, но достаточное время для прокачки навыков. Десять лет! А у меня один раз подгорели пирожки и я решила, что выпечка - это не моё, нет у меня к ней таланта, ага). Ученые годами постигают тайны мироздания, спортсмены годами тренируются для полутораминутного заплыва на Олимпиаде, писатели годами пишут книги...
Так что если уже сейчас вы задумываетесь о том, чтобы бросить все к чертям, прикиньте, а прошло уже десять тысяч часов усиленных занятий? а не есть ли ваше занятие вашей целью, вашим предназначением? а не утих ли интерес только временно? а не связано ли желание бросить с тем, что вы устали или не получили вчера супер-кубок?
Мне очень понравился трюк, описанный в книге, я возьму его на вооружение. Бросать дело в момент упадка сил и настроения нельзя, нужно задуматься о том, ваше ли оно, в момент успеха: пока вы готовите отчет, не позволяйте себе задумываться об увольнении, попробуйте возродить в себе эту мысль, когда шеф ваш отчет похвалит. Ага-а-а! Да вы десять таких отчетов готовы написать! Успешно сдав экзамен, мы обычно даже не вспоминаем, как скулили, пока учили материал или досдавали хвосты по семинарам, связав свитер, мы гордимся и не верится даже, что та спущенная петля в тридцать шестом ряду чуть не заставила нас выбросить вязание в окно... Успех пропорционален количеству приложенных усилий, иначе не бывает. Чем больше стараешься, тем лучше выходит.
Конечно, существует еще много нюансов в том, как же выбрать сферу применения себя и своего упорства, конечно, существуют не самые верные идеи для проявления своих сил, но об этом подробнее можно прочитать в книге, а я пойду и подумаю, как же так поработать со своим расписанием и мотивацией, чтобы упорства в моей жизни стало больше, ведь Великая Цель у меня уже есть.
Правда, после слов учительницы по русскому и литературе "ты никогда не будешь что-то представлять из себя в моём предмете" я всё же осознанно и по собственному желанию поступила на филфак, но училась... это всё про мотивацию и постановку целей, которой не учили в школе, да и вообще нигде — как-то у нас это тогда было не модно, что ли.
А сейчас вроде и хочется, но, мало того, что нет того запаса энергии и времени, так ещё и от комфорта накатанной колеи отказаться сложно — порой даже не замечаешь, как увязаешь в старой схеме.