Твёрдая печенюшка
У Маргарет Этвуд в "Ориксе и Коростеле" описывается игра "Кровь и розы". Что-то вроде "Монополии", только вместо денег, бирж и домов - произведения искусства или исторические события. Понятное дело, "кровь" - это нашествия варваров, войны, геноцид, а "розы" - то самое, прекрасное, что когда-либо создавалось человечеством, от симфоний до соборов. И вот, обладая определенным набором кошмаров или приятностей, можно потеснить противника.
"Предлагались курсы обмена: одна Мона Лиза за Берген-Бельзен, геноцид армянского народа за девятую симфонию плюс три египетские пирамиды, - но можно было торговаться. Чтобы торговаться, следовало помнить цифры - число погибших, последние рыночные цены на произведение искусства..."
Отличная игра для историков. Жуткая игра, и злая к тому же.
Персонаж Этвуд там сетует, что запомнить события "крови" было почему-то проще, как правило, именно "кровь" и выигрывала, оставляя после себя выжженную пустыню. Но выигрывала.
И я сейчас не буду про мировые катаклизмы или безумцев в какой-нибудь Северной Корее или где поближе. Я читала об игре и думала, что мы все в нее так или иначе играем. На уровне событий в собственной жизни. Стоила ли та обида от одноклассников пятнадцати пятерок в аттестате? Можно ли выторговать для себя два счастливых года с любимым человеком с помощью четырех несчастливых лет на работе? А приготовленный вкусный ужин перекрывает вечер с несносными приятелями? Как мы вообще выбираем то, что формирует наше представление о жизни как о счастливой или неудачной?
Вот бывают же плохие дни и хорошие. Кто-то даже верит в то, что есть оптимисты, пессимисты и реалисты, хотя последние - тоже либо оптимисты, либо пессимисты, как по мне, просто не склонные к нытью или чрезмерному фонтанированию позитивом (хоссподи, поубивала бы таких!). Бывает, что человек говорит, будто вся его жизнь - сплошной кошмар, а кто-то говорит, что все к лучшему. Тут можно вспомнить избитую метафору про шахматную доску или полосы зебры. Или еще о карме поговорить. Или искуплении. Но если можно было бы гарантировать себе счастье с помощью произошедшего неминуемо несчастья, вы бы согласились потерпеть?.. Насколько вообще корректно расценивать события в нашей жизни как однозначно плохие или однозначно хорошие? Тут ведь не все так прозрачно, как, допустим, в охоте на ведьм или разрушении древнейших храмов. Есть даже идея о том, что любое говнище, которое происходит в нашей жизни, нужно (прямо обязательно, если хочешь сохранить психику) расценивать как положительное событие: мол, говнище учит нас, намекает, дает бесценный опыт. И с этим сложно спорить. Но вот быть говнищу благодарным... Считать его гарантом того, что вот теперь-то все станет круто, стоит только переработать лимон в лимонад... Кхм.
Потери и переживания формируют нашу личность. Ну ок, вот сформировалась моя личность под гнетом тех или иных событий - и что? Для кого-то потерянная ручка - трагедия, для кого-то смерть родственника - проходная точка в цикле "жизни-смерть-жизнь". Нельзя ведь выработать универсальное правило или мерило судьбоносности всех тех штук, что происходят в нас и вокруг нас. Или можно? Насколько огромным должно быть счастье, чтобы окупить печаль? Должно ли счастье вообще быть огромным или достаточно простой благодарности за то, что сегодня хотя бы один человек поинтересовался, как у тебя дела? И если я сегодня выслушала печали подруги, сделав ее чуть-чуть спокойнее, можно ли этим перекрыть карту страдающей от депрессии Шинейд О'Коннор?
А что если бить каждую проблему и печальку козырным хорошим? Неважно, насколько большим. Бывает ведь, что не так много такого большого. А если порыться? Если вспомнить о том, что есть дом, еда, одежда какая-никакая, брови растут, зубы пока все, солнце светит, а по утрам - осенняя прохлада, кто-то улыбается тебе и не направляет на тебя прицел, в мире существует крем для рук и средство для мытья посуды, можно наслаждаться одиночеством или пойти гулять, ни у кого не спрашивая, можно читать Маргарет Этвуд и вести дневник, у нас есть техника и электричество (!!!), чтобы вести дневник... Эти крошечные благодарности миру за то, что есть, могут справиться с бедой или апатией?
Так хочется верить, что да. Несмотря на то, что события "крови" помнить проще. Ведь они нас так задевают, так ранят, так свербят в воспоминаниях. Выходит, все упирается в то, что ты выбираешь: мутузить себя или быть благодарным?
"Предлагались курсы обмена: одна Мона Лиза за Берген-Бельзен, геноцид армянского народа за девятую симфонию плюс три египетские пирамиды, - но можно было торговаться. Чтобы торговаться, следовало помнить цифры - число погибших, последние рыночные цены на произведение искусства..."
Отличная игра для историков. Жуткая игра, и злая к тому же.
Персонаж Этвуд там сетует, что запомнить события "крови" было почему-то проще, как правило, именно "кровь" и выигрывала, оставляя после себя выжженную пустыню. Но выигрывала.
И я сейчас не буду про мировые катаклизмы или безумцев в какой-нибудь Северной Корее или где поближе. Я читала об игре и думала, что мы все в нее так или иначе играем. На уровне событий в собственной жизни. Стоила ли та обида от одноклассников пятнадцати пятерок в аттестате? Можно ли выторговать для себя два счастливых года с любимым человеком с помощью четырех несчастливых лет на работе? А приготовленный вкусный ужин перекрывает вечер с несносными приятелями? Как мы вообще выбираем то, что формирует наше представление о жизни как о счастливой или неудачной?
Вот бывают же плохие дни и хорошие. Кто-то даже верит в то, что есть оптимисты, пессимисты и реалисты, хотя последние - тоже либо оптимисты, либо пессимисты, как по мне, просто не склонные к нытью или чрезмерному фонтанированию позитивом (хоссподи, поубивала бы таких!). Бывает, что человек говорит, будто вся его жизнь - сплошной кошмар, а кто-то говорит, что все к лучшему. Тут можно вспомнить избитую метафору про шахматную доску или полосы зебры. Или еще о карме поговорить. Или искуплении. Но если можно было бы гарантировать себе счастье с помощью произошедшего неминуемо несчастья, вы бы согласились потерпеть?.. Насколько вообще корректно расценивать события в нашей жизни как однозначно плохие или однозначно хорошие? Тут ведь не все так прозрачно, как, допустим, в охоте на ведьм или разрушении древнейших храмов. Есть даже идея о том, что любое говнище, которое происходит в нашей жизни, нужно (прямо обязательно, если хочешь сохранить психику) расценивать как положительное событие: мол, говнище учит нас, намекает, дает бесценный опыт. И с этим сложно спорить. Но вот быть говнищу благодарным... Считать его гарантом того, что вот теперь-то все станет круто, стоит только переработать лимон в лимонад... Кхм.
Потери и переживания формируют нашу личность. Ну ок, вот сформировалась моя личность под гнетом тех или иных событий - и что? Для кого-то потерянная ручка - трагедия, для кого-то смерть родственника - проходная точка в цикле "жизни-смерть-жизнь". Нельзя ведь выработать универсальное правило или мерило судьбоносности всех тех штук, что происходят в нас и вокруг нас. Или можно? Насколько огромным должно быть счастье, чтобы окупить печаль? Должно ли счастье вообще быть огромным или достаточно простой благодарности за то, что сегодня хотя бы один человек поинтересовался, как у тебя дела? И если я сегодня выслушала печали подруги, сделав ее чуть-чуть спокойнее, можно ли этим перекрыть карту страдающей от депрессии Шинейд О'Коннор?
А что если бить каждую проблему и печальку козырным хорошим? Неважно, насколько большим. Бывает ведь, что не так много такого большого. А если порыться? Если вспомнить о том, что есть дом, еда, одежда какая-никакая, брови растут, зубы пока все, солнце светит, а по утрам - осенняя прохлада, кто-то улыбается тебе и не направляет на тебя прицел, в мире существует крем для рук и средство для мытья посуды, можно наслаждаться одиночеством или пойти гулять, ни у кого не спрашивая, можно читать Маргарет Этвуд и вести дневник, у нас есть техника и электричество (!!!), чтобы вести дневник... Эти крошечные благодарности миру за то, что есть, могут справиться с бедой или апатией?
Так хочется верить, что да. Несмотря на то, что события "крови" помнить проще. Ведь они нас так задевают, так ранят, так свербят в воспоминаниях. Выходит, все упирается в то, что ты выбираешь: мутузить себя или быть благодарным?