09:13

Твёрдая печенюшка
Давайте немножко про книжки поговорю. Я вчера "Лавра" закончила и - сейчас задумалась, что "и" - книга мне очень понравилась. Может быть, вот этим славянским духом, может, яжисторик оказался почесан в правильном месте, может, язык Водолазкина здесь оказался к месту и на высоте (хотя стилистика, конечно, мозговыносящая), а может, сам смысл романа пришелся моей душе в пору. По факту "Лавр" - это житие. Не знаю, как его более исчерпывающе описать. Житие и есть. Житие травника Арсения, сменившего четыре имени. Он успел побывать влюбленным юношей и пережить страшную потерю, юродивым Устином, монахом Амвросием и, наконец, святым старцем-целителем Лавром. Круг пути Лавра начался в белозерской деревушке, там и замкнулся. Начался он со смерти младенца, а завершился новым рождением. Лавр с юности обладал целебным даром и все его путешествие длиною в жизнь - осознание природы этого дара и искупление огромного греха. Вот я сейчас это написала и подумала, что звучит очень заумно. "Лавра" пугаться не стоит. Он наполнен такой любовью, таким тонким юмором, так насыщен событиями, что заскучать или загрузиться не получится. Тут и монахи, и Иерусалим, и уморительные, но до ужаса глубокие юродивые, и берестяные грамоты, и странная, но крепкая дружба, и любовь, пронесенная через годы, и бог, разумеется, куда без бога в Средневековье. Но такой бог, хороший, что ли, не занудный и не страшный, прозрачный.

"Ангелы не устают, ответил Ангел, потому что они не экономят сил. Если ты не будешь думать о конечности своих сил, ты тоже не будешь уставать. Знай, Арсение, что по воде способен идти лишь тот, кто не боится утонуть".

Чудеса здесь перемежаются простой житейской мудростью, предложение, начатое на старославянском заканчивается каким-то... постсоветским русским, прогуливаясь среди берез в XV веке, можно наткнуться на пластиковые бутылки, старцы разговаривают телепатически, юродивые ходят по воде, итальянский предсказатель видит ужасы Освенцима... и бродит по земле Лавр, еще не осознающий себя Лавром, исцеляет и верит в искупление.

"Твою дивизию, в сердцах воскликнул юродивый Фома. Так ведь русский человек - он не только благочестив. Докладываю вам на всякий случай, что ещё он бессмыслен и беспощаден, и всякое дело может у него запросто обернуться смертным грехом".

И куда же без чумы и ожидания конца света?! Да никуда, Средневековье же.

"Так когда же, спрашивается, конец света, закричала толпа. Нам это важно, простите за прямоту, и в отношении планирования работы, и в смысле спасения души".

Я с головой погрузилась в этот загадочный, но в то же время и простой мир. Простой не в связях и смыслах, а простой как раз потому, что связи и смыслы в нем кристально чистые, без мути и лишнего. Есть здесь чему подивиться, над чем похихикать (ну правда, в некоторых местах я прямо таки хихикала), над чем взгрустнуть и о чем подумать, хорошо так подумать.
Отлично поработал Водолазкин, ни на грамм не разочаровалась я во многочисленных рекомендациях. И всем-всем рекомендую.

А чтобы этот пост стал еще длиннее, признаюсь, что я предала всех ценителей сериала "Террор" (ну вдруг кто-то еще не в курсе, дорогие мои, Дэна Симмонса экранизировали, его "Террор" преобразили в прекрасный, неторопливый, но в то же время ужасающий сериал, пожалуйста, не пропустите). Так вот, предала я, значит... И взяла вчера в руки не "Террор", чтобы скорее рассказать о книге и сериале, а взяла я Яна Мортимера и "Заложников времени". Фу-у-ух. Чот пока непонятно. Терзает меня после сотни страниц маленький червячок сомнения, стоило ли историку и публицисту писать художественную прозу... А вот пока не знаю. Если честно, мне не показалось, что главный герой хоть сколько-нибудь достоверен. Он какой-то... как, знаете, бумажная куколка, которую водят по идеально прописанным декорациям чумной средневековой Англии. Крошечный, но спойлер
Впрочем, что мы знаем о нравах Средневековья, если вдуматься? Тогда люди мыслили совсем другими категориями и ощущали себя немного иначе. Ну как немного... Дофигищи иначе, честно говоря. Возможно, Мортимер выведет психологию чуть яснее с разворачиванием сюжета, а пока непонятно. Пока у нас два брата, заразившиеся чумой, получают шанс искупить свои грехи, путешествуя во времени. И да, что касается исторической достоверности и атмосферы - все великолепно, как всегда у Мортимера.
Заметили, да, что-то у меня вокруг всё вера да бог, бог да вера... Ну вот подсовывает мироздание мне такие книжки, что ж я сделаю. К тому же, если читаешь о любимом мной Средневековье, от темы бога никуда не денешься. Если вдруг вы читаете книжку, в которой вроде бы Средневековье, но нет чумы, концов света и бога, то это фиговая книжка))).
Так вот, "Террор" я непременно возьму, но чуточку позже. Ведь из околосредневекового у меня еще есть Мантелл, "Загадки XIV века", "Похвала Сергию", а настроение "яжисторик" никуда не девается. Не, я понимаю, "Террор" - тоже история, но Новое время меня интересует в разы меньше, чем древняя Русь или Англия любименькая). Но "Террор" тоже очень английский... В общем, последовательный читатель из меня так себе.
Почитайте, пожалуйста, "Лавра", очень хочется о нем поговорить.

@темы: Ласточкино гнездо, Книги

Комментарии
13.04.2018 в 09:41

Тем хуже для фактов. (с)
Вообще не очень люблю книги, где вот так смешивается Средневековье и современное (это я про "твою дивизию" и все такое), но сейчас описание отчего-то заинтриговало. Попробую, спасибо.
13.04.2018 в 10:32

Твёрдая печенюшка
Дашти, такое смешение там просто необходимо. Один из смыслов, мне думается, и о времени тоже: о его условности, цикличности, в некотором смысле даже бесполезности для высшего бытия, если угодно. Но в "Лавре" это не глупая мешанина, Водолазкин все-таки специалист по средневековой культуре и языку, здесь это очень осмысленно и при этом даже резко, для контраста.