Эта зима как-то уж очень растянулась, мне кажется. Вчера и сегодня Киев заметает снегом, мрачность повышенного уровня нагоняет тоску. Возникает чувство, будто зима никогда не закончится. Как там у классика: "Зима недаром злится, прошла ее пора..." Пора-то прошла, а зима - нет. Декабрь, январь и февраль, три белых коня, застряли в сознании серыми глыбами. Авитаминоз, недостаток солнца, метели... Очень не хочется, чтобы эта зима осталась в памяти мрачным пятном. Попробую вспомнить, что меня особенно радовало в эту пору.
Разумеется, книги. Если вспомнить о лучших открытиях сезона, тут же приходит на ум "Петровы в гриппе и вокруг него". Как ни странно, книга создает новогоднее настроение, заставляет с легкой грустью улыбаться и тихонько попискивать: ой, и у меня так было! Странно это потому, что вся книга наполнена гриппозным бредом, размышлениями и воспоминаниями. В ней как будто бы ничего не происходит, но в то же время картина разворачивается исчерпывающая, ясная и ужасающая. Я читала и улыбалась, хотя книга Сальникова вот ни на грамм не смешная, улыбалась я от удовольствия.
Жоэль Диккер сделал мой декабрь. "Правда о деле Гарри Квеберта" захватила полностью. Наверное, дело в том, что главный герой - писатель. Я обожаю книга о писателях, интеллектуальных кругах, профессуре. А здесь еще и детективная линия, вопросы вдохновения, человеческих взаимоотношений, маленький американский городок... Всё сложилось в прекрасный пазл. В финале мне показалось, что Диккер перемудрил, но стоило посмотреть на его фотографию, как я тут же всё ему простила.
"Волчьим залом" Хилари Мантелл я уже всем надоела. Генрих Тюдор и Томас Кромвель = отличный исторический роман. Мантелл, пожалуй, идеализирует главных героев, но мне нисколько это не мешало. Сейчас меня дожидается вторая часть трилогии, "Внесите тела", но я всё оттягиваю прочтение, потому что третьей книги пока не существует в природе. Шлю Мантелл лучи вдохновения.
А идеальную точку в календарной зиме поставила Чимаманда Нгози Адичи с "Американхой". История о черных эмигрантах в Америке, Англии и их жизни в Нигерии. Сюжет закручивается вокруг отношений Ифимелу и Обинзе, знакомых со школы. Судьба и стремление к иной жизни развели их по разным континентам, но они не забывают друг о друге даже в самые сложные моменты своих жизней. Вся прелесть в том, что Адичи не ограничивается любовной линией, роман вообще не об этом. Он о расизме, о верности своим принципам, о честности и жизни вообще. Адичи жонглирует темами, которые не каждый готов поднять, тем более в художественной литературе. И я с удовольствием погружалась в мысли главной героини. Ифемелу - вообще уникальная барышня, вдохновляющая. Но об этом я напишу более подробно чуть позже.
Сериальным открытием зимы стали два проекта. "Черное зеркало", которое каким-то чудом умудрилось проходить мимо меня несколько лет, и "Кровавая барыня", которую среди историков положено ругать, но меня впечатлившая до глубины души.
"Черное зеркало" - мрачное пророчество о том, сможем ли мы оставаться людьми в мире технического прогресса. Каждая серия сталкивает лбами технологии и человеческую сущность. Серии иногда откровенно шокируют и не на шутку параноят. Я даже заклеила пластырем камеру на своем ноутбуке, нет, серьезно)). "Электрические сны Филипа Дика" - сериал в похожей тематике, но с большим погружением в фантастику. Он тоже впечатляюще интересный и захватывающий.
"Кровавая барыня" - сериал условно исторический. Обо всем известной Салтычихе, дворянке жестокой, изводившей своих крепостных. История ее хрестоматийна, но создатели сериала подошли к ней с творческой незамутненностью. Дарья Салтыкова предстает перед нами красивой и умной женщиной, вот только безумной, больной шизофренией, измученной любовью и устоями общества. И я вовсе не против такой трактовки. Я понимаю, любое художественное произведение на основе реальных исторических событий вызывает истерику среди историков, со мной тоже такое случается (как, например, произошло с "Гоголем"), но тут вопрос в том, как эта трактовка воплощена в жизнь. И если "Гоголь" был сделан топорно, подбор актеров ужасал, а степень заимствований зашкаливала, то "Салтычиха" поражает тонкостью работы. События цепляют с первой же серии, Юлия Снигирь великолепна без преувеличения, а какие нравы, какие хитросплетения сюжета, как это отыграно! Я прощаю все несоответствия истории этому сериалу. Он вообще не об истории, он о женщине, безумной женщине в страшно глухое время. И это прекрасно как повод задуматься.
Этой зимой YT подарил мне замечательный канал, заставивший меня пересмотреть свое отношение к booktube в целом. #НАПИТОКМОРС - тоже канал о книгах, но контент принципиально отличается от большинства известных мне каналов. Варвара Царева - барышня несомненно саркастичная, умная, внимательная. В то время как на просторах все же любимого мной booktube владычествует няш-мяш, книжные покупочки и сравнения книг с едой, а то и вовсе высокомерные и поверхностные оценки прочитанного или читателей, Варвара гнет свою линию за глубокое понимание текстов, событий, тенденций. Смотреть ее канал - огромное удовольствие и я рада, что натолкнулась на него этой зимой.
Что еще хотелось бы запомнить?
Новый год, тихий и домашний, за окном стоял туман, старый дуб у школы смотрелся пришельцем из книг По; книгообмен в метель, мне достался нечитаный Диккенс и Набоков; волонтерская суматоха с билетами на "Вартові Мрій" и сам этот мюзикл о чистом волшебстве и красоте; котопятницы с глинтвейном и долгими разговорами...
Хм, а ведь не такой уж тоскливой и бесполезной была эта зима, отпущу ее без осуждения, пожалуй. Скорее бы только снег прекратился.